Мир этому дому
Мир этому дому
Concordia domi, foris pax.
Одна из известных и успешных градостроительных серий Caesar началась в 1992 году. Последняя игра серии Caesar IV вышла в 2006 году. Расцвет пришелся, пожалуй, на третью часть 1998 года, но так уж сложилось, что я не по наслышке знаком со второй частью 1995 года, вот о ней и пойдёт разговор.
Итак, начнём с лирики. Любите ли вы мультфильмы про Астерикса и Обеликса? А читали ли вы в детстве, например, такую красочную книжку?
Спойлер
Мир этому дому Мир этому дому
Для тех, кто захочет найти Мир этому дому Мир этому дому |
Либо другая литература и что-нибудь ещё, связанное с Древним Римом. В общем ваш покорный слуга со всем этим был знаком и интерес к данной стратегии был предрешен.
Никакого сюжета нет: мы вольны либо строить город-мечту Римской империи, либо проходить кампанию, в которой выбираем какой провинцией управлять, стремимся выполнить требования по достижению определенного уровня развития города и нашей провинции, а также наладить экономику. После чего получаем повышение и можем либо остаться в обжитых местах ещё лет на 10 (игровых, разумеется), либо перейти на следующий "уровень".
По поводу требований
Мир этому дому Мир этому дому |
- Империя - суть, общее развитие нашей провинции. Соединены ли дорогами все поселения с нашим городом, устроена ли торговля и построены ли рудники и фермы.
- Мир - очевидно безопасность нашего города. В провинцию временами вторгаются то варвары, то иные народности тех лет (греки, карфагеняне). Их отряд может порушить то, что было нами устроено в провинции, но хуже, когда он входит в город. В режиме города от края карты начинают своё шествие символизированные фигурки противников и, добравшись до построек, начнут сносить их одну за другой. В городе оборону держат префектуры и бараки, в провинции - форт, для которого гарнизон набирается, нанимается и обучается. Для роста параметра главное не допускать урона городу, и он начнёт резво набирать проценты.
- Благосостояние - пожалуй самая непростая часть общего рейтинга для победы. Требуется не только стабильная прибыль, но и чтобы она была достаточно высокой. Основной же источник доходов в игре - налоги с производства (так как население ещё надо расплодить и тогда в общей сумме налог будет неплох, а завышать его себе дороже - смута, а там и вовсе бунты). В провинции мы с помощью торговли или собственных рудников и ферм заполняем склады каким-нибудь сырьём, после чего в городе строим соответствующее его обработке строение, спустя время из народа наберётся партия рабочих и пойдёт доходное дело.
- Культура - развитие нашего города. Обеспечиваем его жителей всеми удобствами проживания от источников воды до зрелищ с медициной и получаем культурных римлян.
Время разделять и властвовать
А теперь пройдёмся по типичному правлению провинцией-городом из кампании.
Сперва выбираем нашу провинцию, попутно можем почитать описание и, основываясь на нём, решить, что предпочтительнее.
Спойлер
Мир этому дому Мир этому дому
Мир этому дому Мир этому дому |
Я остановил выбор на провинции южной части Апеннинского полуострова, названной здесь Кампанией
Мир этому дому Мир этому дому |
Нас приветствуют фанфарами и желают удачи в освоении земель. Надо сказать, что когда мы плохо управляем землями, нас начинают сильнее трясти за кошелек. Видимо чтобы с нас хоть какой-то прок был. Впрочем конец наш может быть и вовсе печален - стать одним из гребцов на галере... постараемся избежать этого и оставаться в сытости и роскоши.
Мой стиль грубоват - нахожу удобное местечко у реки, застраиваю его домами и окружаю их дорогами, форумом и остальными полезными постройками. Кое-где со временем добавляю ещё домишек.
Мир этому дому Мир этому дому |
А теперь пара слов о форуме. Место нашего управления финансами, налогами, армией, отсюда можно посмотреть наш рейтинг и статистику-хронику минувших лет. Плюс здесь можно назначить собственную выручку с налогов. Свои деньги можно вложить в кризисные дни в городскую казну или подарить императору. Скажем 500 динариев, а он за вас замолвит словечко перед сенатом и те ослабят хватку вокруг вашего кошелька.
Мир этому дому Мир этому дому |
С одной стороны здесь не приходится ждать, пока отстроят дороги и здания, но и беззаботно заселить всю территорию нам не дадут, так как всё требует обслуживания. А мы ведь в Римской империи - правильно, это обязанность рабов. Также они требуются в провинции для работы на рудниках и фермах. На форуме мы выделяем средства на то, сколько нам будет доступно трудяг. Если их где-то не хватает, то начнутся проблемы - дороги сами собой пропадают, вода не течёт, из провинции перестают поступать новые ресурсы, ужаснее конечно с постройками - дело доходит до пожаров, что может сгубить весь город.
Мир этому дому Мир этому дому |
Тем временем в провинции наладили торговлю и сообщение с мирными поселениями. Но есть здесь и враждебная деревня, вот её мы собираемся штурмовать, подготовив для этого форт с гарнизоном
Мир этому дому Мир этому дому |
Qui desiderat pacem, praeparet bellum
На том же самом форуме мы управляем набором войск. Он состоит из призывников мирного населения, которые становятся лёгкой пехотой, трата же денег обеспечит нам подготовку профессиональных бойцов, тяжелой пехоты. Тех самых легионеров
Спойлер
Мир этому дому Мир этому дому |
Рабы тоже пригодятся в армии - из них готовят пращников. Конечно со временем можно будет готовить армию повнушительнее, но ещё надо сделать и скидку на 1995 год, чай не
Total War.
Мир этому дому Мир этому дому |
И вот мы готовимся выдвигаться в бой - наш гарнизон имеет некоторую подготовку и мораль, да и численное превосходство - чего греха таить - тоже с нами. Битву можно отдать на откуп авторасчёта, но ведь надо показать, как выглядела тактика в 1995 году.
Спойлер
Мир этому дому Мир этому дому
Мир этому дому Мир этому дому |
Перед стартом мы вольны расставить бойцов как угодно, полезна формация "черепаха", в которой они встают спина к спине и отчаянно бьются во славу империи. В этом случае мораль может выдержать и перевесить противника. Что мне и пришлось наблюдать, но со стороны врага - когда я всеми силами теснил его, он дрался исступленно и дух моих воинов стал падать, несмотря на причиняемый урон варварам...
Итак, бойцы расставлены, а горстке пращников указана область для обстрела. Как только в эту область попадут наши бойцы, они прекратят огонь. Скоростью игры можно управлять, возможно трубить отступление или обратиться к авторасчёту битвы, есть также кнопка - "навалиться всем кучей".
Мир этому дому Мир этому дому |
Но тут уж у нас победа post factum..
Мир этому дому Мир этому дому |
Далее мне пришлось потратить несколько игровых лет на стабилизацию прибыли. Хорошую помощь в наведении порядка в городе оказывала карта с накладываемыми на неё зонами влияния разного характера: обеспеченность водой, доступ к рынку, наличие больных районов или смутных и другие.
Мир этому дому Мир этому дому |
Ещё полезной и приятной мелочью является возможность узнать мнения у представителей важных городских построек: префекты рапортуют о законопослушности граждан, купец сетует на проблемы с торговлей, а наниматель сообщает об успехах производства.
Мир этому дому Мир этому дому |
Временами нам под фанфары сообщают о приятных новостях, например взятии нового демографического рубежа
Мир этому дому Мир этому дому |
Но случаются и неприятные происшествия, ещё хорошо, если всё обойдётся
Мир этому дому Мир этому дому |
Город живёт!
Мир этому дому Мир этому дому
|
А мы за достигнутые успехи получаем повышение и направляемся подчинять новые земли империи. Ave Caesar!
Спойлер
Мир этому дому Мир этому дому
Мир этому дому Мир этому дому |
Jucunda memoria est praeteritorum malorum.
П.С. Скриншоты сняты через DosBox (Ctrl+F5). Была пройдена одна провинция. Объять в этом тексте всё - такой цели я не ставил. Но затронуть основную суть - постарался. Если вам известны секреты и хитрости - прошу поделиться и дальше предлагаю дополнять мой пост в комментариях.
П.П.С. По использованным изречениям:
Спойлер
Concordia domi, foris pax. -- Соласие в стране - мир за рубежом.
Qui desiderat pacem, praeparet bellum. - Кто желает мира, пусть готовится к войне. Вегеций.
Jucunda memoria est praeteritorum malorum. -- Приятно воспоминание о невзгодах минувших. Вергилий.